?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Rent 2012.

Когда мюзикл называют лёгким жанром (какая гнида, интересно это придумала, а?) в противопоставление этому глупому заявлению,  я вспоминаю спектакль , о котором буду сегодня писать, одним из первых. Почему , не смотря на низкое качество постановок какой-нить затрапезной антрепризы или усть-пиздюйского театра имени русского классика , никто не называет эти опусы «лёгким жанром». Ну да ладно, не об этом сейчас пойдёт речь. Я хочу рассказать о спектакле , который своей пронзительностью, честностью и откровенностью берёт за душу даже самого циничного зрителя. Спектакль этот – RENT.



1 февраля 1896 года, в Турине состоялась премьера оперы Пучини «Богема», повествующая  о жизни и её тяготах французских художников. Спустя почти сто лет, на другом конце земли, 29-летний Джонатан Ларсон задумывает создать свою версию шедевра знаменитого итальянца, поместив героев в современный Нью-Йорк.

Всё у всех когда-то было (Руджеро Леонкавалло- автор знаменитой оперы «Паяци» вообще , не стесняясь выпустил свою собственную «Богему» ровно через год после премьеры оперы Пуччини) , но вместо «ремикса»  знаменитого сюжета, Ларсон создаёт своё собственное, ни на что не похожее, гениальное произведение – RENT.

7 главных героев (Марк- молодой кинорежиссёр, его друг и сосед , музыкант Роджер- больной СПИДом, Мими- танцовщица в клубе, больна СПИДом, Морин- артистка, лесбиянка, ее девушка, продюсер- Джоан, Энджел- перкуссионист, уличный музыкант, гей, болен СПИДом, его молодой человек- философ-профессор Том,) живут в Нью-Йоркском сквоте и , перебиваясь с хлеба на воду, ищут своё место в жизни. В начале 90-х, когда проблема СПИДа была более чем актуальной, а на Бродвейских сценах царили «безболезненные» спектакли типа «Красавицы и чудовища», «Sunset Boulevard», «Follies» и других шоу, несущих людям радость и развлечения, идея постановки спектакля с главными действующими героями , больными СПИДом , да ещё и нетрадиционной сексуальной ориентации, отпугивала больших театральных продюсеров. 25 января 1996 года , спектакль открывается в New York Theatre Workshop с залом на 150 человек. В это же день , утром 25-го января, автор музыки , пьесы и текстов RENT – Джонатан Ларсон умирает. Он так и не увидел своего творения на большой Бродвейской сцене. Он не услышал восторженных отзывов критиков, которые окрестили новый спектакль «надеждой американского музыкального театра». Он не слышал ежевечерних оваций зрителей, благодаря которым, спектакль вскоре переехал в Nederlander Theatre, где прожил 12 лет , сыграв 5,124 представления. Пулитцеровскую премию, Тони и многие другие награды Ларсон получил посмертно. И уж конечно он не видел того, как его герои запели на французском, корейском, испанском, иврите и многих других языках. Ну а «залакировал» успех театральной постановки , выход в 2005 экранизации мюзикла, где главные роли сыграли почти все те же артисты, которые исполняли эти песни и на театральной сцене (что кстати, случается с переносом спектакля на киноэкран очень редко). Фильм вышел и в России , на DVD , но под названием «БОГЕМА».

В чём же прелесть этого спектакля, чем он «цепляет» , что такого создал автор, что вся Америка затирала до дыр диск с записью спектакля ? Точно ответить не могу, но мне кажется, что в какой-то момент у зрителя наступило «пресыщение» классическими бродвейскими спектаклями с дорогущими декорациями, пышными костюмами, блёстками, перьями и незамысловатым сюжетом. Люди увидели на сцене себе подобных , живых людей с насущными проблемами, отсутствием денег и невероятной жаждой жизни, не смотря на все трудности и невзгоды.


В пьесе выписаны очень разные, обаятельные и «вкусные»  персонажи , поэтому когда Театр мюзикла заявил о своём намерении ставить RENT, глаза загорелись у всех артистов, в том числе и у меня. Ведь постановка RENT означала бы выход на новый уровень общения со зрителем. Его бы не просто развлекали и уводили в сторону от реальности, а наоборот, заставляли бы думать, сопереживать и эмоционально работать. Это была бы уже не просто очередная «великая история любви», к которым привык московский зритель. Безусловно, на постановку подобного спектакля нужна смелость и кураж. И отсутствие в законодательстве страны идиотских законопроектов, подобно питерскому, ограничивающих права и свободу выбора человека. Ведь главная мысль спектакля- как раз та самая «великая история любви» , только не банальная принцесса в платьице и голубоглазый блондин на белом Кадиллаке , а возможность любить того, кого ты хочешь и таким образом, каким ты хочешь. Спектакль пропитан протестом , против укоренившихся догм , правил и форм, которыми так зашорено современное общество.

Прошло несколько лет после триумфальных 12 лет, когда спектакль вновь вернулся в Нью-Йорк, но уже на off-Broadway , в один из залов театрального центра New Stages, принадлежащего компании Стейдж Энтертейнмент.

Современное, холодное здание театра, разительно отличающееся от бархата и лепнины Бродвея, как нельзя лучше подходит для рассказа о бунтующей творческой молодёжи. Сладкое предвкушение того, что мы наконец-то вживую увидим легенду. Хотя, к моменту нашего похода на спектакль было известно, что критика прохладно приняла новую версию рок оперы. Постановщика обвиняли в излишней гламуризации и в том, что нынешнему поколению зрителей проблемы начала 90-х уже не так близки. Первый тревожный «звонок» раздался у входа в зал. Зрителей было немного. Небольшой подземный зал театра, напоминающий московский центр Мейерхольда, был наполовину пуст. Возможно , причина отсутствия интереса публики к спектаклю объясняется плохими рецензиями (ведь на Бродвее, в отличии от Москвы, рецензии читают и к ним прислушиваются. Одна статья может равно разрушить или превознести шоу. Так , например, один из уважаемых театральных рецензентов , после просмотра мультфильма «Красавица и чудовище» , написал , что из Диснеевской картины получился бы прекрасный мюзикл. Через несколько лет , так и произошло.). На сцене небольшой рок-бэнд  (с очень молодыми оркестрантами), скромная декорация – трансформер и несколько ж\к экранов. Но не скромность бюджета постановки , не очевидный мист-каст (не попадание в роль) некоторых артистов не могли испортить впечатления. Ларсон действительно создал пронзительный , нервный спектакль-исповедь о своём поколении. Когда во втором акте герой Энджел умирает от СПИДа, весь зал ревёт в голос. Я не был исключением. И вот тут-то до меня и дошло! Это спектакль нельзя показывать московскому зрителю, он не выдержит ежедневного проката, он слишком американский, слишком открытый, слишком честный. К сожалению, русский зритель, в большей своей части хочет видеть именно ту самую наивную, банальную и заштампованную историю любви принца и принцессы. Он не будет тянуться за носовым платком, глядя, как один мужчина , держит на руках другого и утирая горячечный пот, на его лбу, поёт о своей всепоглощающей любви. А мюзикл , всё таки жанр коммерческий. Наш зритель не сможет откликнуться на боль Марка от того, что его девушка Морин ушла от него к другой девушке Джоан. Пидор и сука, вот какими эпитетами зритель наградит актёров, и пойдёт домой смотреть очередной концерт Моисеева, Баскова и Киркорова, чтоб уравновесить уровень говнометра в организме.
    
   
    
  


Когда мы вышли с Андрюхой из зала, то не обращая внимание на ругань русских таксистов у театра, несколько минут молча стояли и курила, а потом в голос озвучили свои мысли - «Этот спектакль нельзя вести в Москву». Пусть лучше он живёт здесь, в маленьком Нью-Йоркском театре, но живёт, чем задохнётся от желчи и неприятия русского зрителя.



Comments

( 9 comments — Leave a comment )
luka_luka_luka
May. 29th, 2012 06:44 pm (UTC)
с грустью понимаю, насколько же ты прав...
glagolik
May. 29th, 2012 07:44 pm (UTC)
РЕНТ - это самый пронзительный мюзикл, который не просто "в сердце", а под кожей...
Я не знаю, как жила до него, но в свое время он "неизгладимо поменял мою жизнь". И есть некая заслуга Ларсона в том, что я не работаю сейчас юристом и не живу с тем "правильным" мужчиной. </p>

Год назад i was inspired и очень хотела и ждала его у нас, хотя и боялась. Теперь - не хочу и боюсь еще больше :(

glagolik
May. 29th, 2012 09:01 pm (UTC)
да, а расскажи по касту, кто как?
frandetti
May. 29th, 2012 09:42 pm (UTC)
Блин, по касту - это нужен целый отдельный пост, но если в кратце, то с кастом всё не совсем хорошо. Angel- на мой взгляд мимо. Слишком уж гламурен и манерен. Слишком любит себя на сцене, а любить его должен зритель, однако он прекрасно двигается и поёт. С МОрин тоже большая проблема- она не шикарная женщина , каковой должна быть, какой , например была IDINA MENZEL. Она полный американский подросток, на мой взгляд лишённый сексуальности. Она была отличной Илзе в Пробуждении Весны, но за прошедшие пару лет малость подурнла и ещё не доросла до этой роли. Вообще, один главный вопрос к касту- они очень молодые. Когда они успели нахватать всех этих проблем , о которых потом говорят. Но неожиданно , очень крутой Роджер, хотя до этого мне казалось, что это самая проиграышная роль в мюзикле. Чувак очень харизматичный , а раньше играл Angel в последнем бродвейскрм касте. Отличный Марк.
glagolik
May. 29th, 2012 09:52 pm (UTC)
мне коммента хватит, ну или при встрече еще поболтаем.

так. ой. почему Роджер - проигрышная роль?!
frandetti
May. 29th, 2012 10:20 pm (UTC)
Мне кажется, что Роджер какой-то унылый нытик. По крайней мере таким он был в кино.
glagolik
May. 29th, 2012 10:23 pm (UTC)
а ты смотрел какие-нибудь бутлежеки?
у меня так получилось, что я еще до фильма первым увидела RENT 10th Anniversary OBC Reunion
http://glagolik.livejournal.com/254083.html

в фильме Роджер и правда унылее, раз я в итоге решила, что Марк мне более симпатичен :))
http://glagolik.livejournal.com/258251.html
(Deleted comment)
frandetti
May. 30th, 2012 07:41 pm (UTC)
Передумали :(
festmahlmann
May. 31st, 2012 11:42 am (UTC)
У нас Роджер и Марк другими были. Спектакль снес крышу просто. Лучшее, что я видел на Бродвее (еще Эвита). Очень классный отзыв, во многом совпадает с собственными ощущениями :)

Edited at 2012-05-31 11:42 am (UTC)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

frandetti
frandetti

Latest Month

August 2012
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Katy Towell